Детям – каникулы, учителям – школа

В рамках реализации проекта управления образования акимата Костанайской области «Профессиональное становление молодых учителей» провела свою работу летняя Школа молодых учителей.

Светлана ОФИЦЕРОВА

В третий раз педагоги Костанайской области, чей стаж не более трех лет, собрались, чтобы обрести необходимые знания для более успешного профессионального развития. Но в работе нынешней летней Школы было нововведение – впервые в ее работе приняли участие члены Советов молодых учителей, которые были созданы в городах и районах области.
Участники деловой встречи получили полезные методические рекомендации от руководителя отдела АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области Р.Худякова, информацию о правах учителя от юриста ОО «Костанайская областная организация Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки» А.Бектабанова, с увлечением прошли тренинги «Новые подходы к обучению в 12-летней школе» И.Заминовой («Өрлеу»), «Портфолио. Виды портфолио» Т.Зуевой (старший методист РНПЦ «Костанай дарыны»). Большой вклад в организацию работы Школы внесла областная профсоюзная организация работников образования и науки и ее председатель Зияда Дельдибекова, обеспечившая не только информационную, но и финансовую поддержку.
Также летняя встреча предусматривала собрание председателей Советов молодых учителей для выработки общих путей дея-
тельности и обсуждения возникающих проблем. Всех собравшихся интересовал вопрос создания интернет-сети Совета, с помощью которой любой желающий мог бы получать необходимую информацию. Для этого необходимо сформировать банк данных по молодым учителям области: количество начинающих педагогов в школах, их уровень образования, наличие дипломов с отличием, магистерской степени, устройство по программе «С дипломом в село» и др. Председатели Советов сошлись во мнении, что нужно разработать общую форму данных, чтобы использовать ее в сети. Такая база должна быть более конкретной, более полной, чем те списки, что имеются в отделах образования. Также было предложено выбрать в каждой школе представителя Совета, который мог бы собирать сведения, проводить анкетирование молодых коллег. Как отметил председатель областного Совета молодых учителей Амиржан Джумабеков, надо привыкать все делать самим, не зависеть от отделов образования. Примером здесь может послужить город Рудный, в котором успешно действует Ассоциация молодых педагогов, выработавшая пути самостоятельной дятельности.
Председатели Советов сообща составили план работы на предстоящий учебный год, который предусматривает консультативную и методическую поддержку молодых учителей, проведение различных мероприятий по вовлечению новичков в активную школьную жизнь, по профориентации старшеклассников, выявление проблемных зон в деятельности начинающих педагогов.
Амиржан Джумабеков заострил внимание коллег на том, что работа Советов не должна быть поверхностной:
– Нам нужны не отчеты, не многочисленные бумаги, а реальная, эффективная помощь молодым специалистам. Нельзя позволить формальности убить дело.
Методист РНПЦ «Костанай дарыны», одна из наставников областного Совета молодых учителей Александра Ибатулина подчеркнула, что главная цель Советов – профессиональное становление педагогов, поэтому необходимо активно работать и заявлять о себе в педагогической среде. Она одобрила идею создания банка данных, проведения в школах недели молодого специалиста, организации на августовской конференции секции учителей со стажем до трех лет. Также Александра Ибатулина предложила Советам продумать проведение приемов лучших молодых учителей в акиматах районов и городов к 25-летию независимости РК.
В беседе с корреспондентом «УП» заместитель председателя Ассоциации молодых педагогов г. Рудного Бибигуль Укубаева и председатель Совета молодых учителей Федоровского района Станислав Перепада отметили, что главная задача их организаций – методическая помощь коллегам. По их мнению, очень важно обратить внимание на адаптацию новичков, закрепление молодых специалистов в школах, сохранение педагогических кадров.
– Молодые учителя должны знать, что к нам можно идти со своими идеями, предложениями, проблемами, и здесь поймут, помогут, – сказала Бибигуль Укубаева.
– После сегодняшних занятий, общения даже крылья выросли, – добавил Станислав Перепада. – Мы увидели, что есть опытные, компетентные люди, готовые нас поддержать, чувствуется, что мы собрались не напрасно.
Руководитель проекта «Профессиональное становление молодых учителей» Римма Бектурганова, подводя итоги работы летней Школы, говорила о том, что сегодня остро стоит вопрос обновления педагогических кадров, поэтому деятельность и Школы молодых учителей, и Советов крайне важна.
– Из года в год мы теряем молодые кадры, – посетовала Римма Чингисовна. – Через пять-семь лет пройдет обновление поколений а дальше – вакуум, смены нет. Надо закреплять кадры в школах, а для этого у учителей должна быть возможность профессионального роста, перспектив, признания, материальной стабильности.
Римма Бектурганова отметила, что многие молодые не знают своих прав, отчего они нередко нарушаются. Есть проблема наставничества; не все учителя готовы работать с молодыми коллегами. Молодежь пугает чрезмерная бумажная работа, которая мешает педагогической деятельности. Учебные заведения, готовящие педагогов, дают слишком много теории и недостаточно практических знаний. Вот все эти проблемы и нужно решать сообща – усилиями активной педагогической молодежи и опытных специалистов.
В завершение работы летней Школы молодых учителей с ее участниками встретилась руководитель управления образования акимата Костанайской области Батима Даумова, обсудив реализацию проекта по профессиональному становлению и вручив сертификаты всем прошедшим занятия и тренинги.

Выпуск №