Задачи и перспективы

В костанайском пресс-клубе состоялся брифинг руководителя управления образования акимата Костанайской области Батимы Даумовой, посвященный подведению итогов учебного года.
Батима Бексултановна подробно остановилась на интересующих общественность инициативах Министерства образования и науки РК по обновлению содержания образования, основных вопросах, которые предстоит решать, и реалиях сегодняшнего дня.
Начав с освещения деятельности дошкольного образования, Батима Даумова отметила, что, хотя дефицит мест в детские сады еще сохраняется, заметны и позитивные изменения. В 2016 году построены два государственных детских сада на 280 мест каждый в городах Костанае и Лисаковске. По программе «Балапан» в 2016 году введено 1804 новых места. В этом году за счет размещения госзаказа планируется ввод 305 мест.
– Для реализации поставленной Президентом страны задачи активно развивать государственно-частное партнерство в ближайшие два года в рамках ГЧП планируется ввести 1520 новых мест, в т. ч. строительство двух детских садов на 320 мест, каждый в Костанайском районе: в п. Затобольске и п. Заречном, а также реконструкция шести зданий под детский сад, расположенных в Житикаре (на 120 мест), в Костанае (на 280 мест), Рудном (на 120 мест), Лисаковске (на 210 мест), Аркалыке (на 150 мест), – пояснила руководитель управления образования.
Она особо отметила, что в дошкольную практику активно внедряются формы обновленного содержания образования, 10 учебников и пособий, которые приказом МОН РК рекомендованы к использованию в детских садах и мини-центрах страны, написали воспитатели детсадов Костанайской области. Также в рамках реализации полиязычного образования в дошкольных организациях области изучается английский язык в 363 группах с охватом более 8 тысяч детей.
– С сентября прошлого года около 12 тысяч первоклассников области начали заниматься по новым программам. Сейчас мы подводим итоги, анализируем, но в целом замечу, что практически все дети успешно и с интересом осваивают новые учебные программы, их родители отмечают особое проявление интереса к окружающей среде, положительную динамику в развитии коммуникативных навыков, – рассказала Батима Даумова о внедрении обновления содержания образования. – Теперь наша задача на следующий учебный год – перевести на обновленное содержание 2, 5 и 7 классы.
По итогам этого учебного года школу заканчивают 4173 ученика 11 классов. Сегодня, 9 июня, завершаются итоговые аттестации в школах, результаты которых еще предстоит оценить. А абитуриентов ждет ЕНТ, в котором намерены принять участие 59,8% выпускников. Для этого в области функционирует десять пунктов проведения тестирования, которые и в прошлые периоды принимали у себя экзаменующихся школьников. И также в период проведения ЕНТ ко всем пунктам приема будет организован подвоз участников тестирования в сопровождении сотрудников дорожно-патрульной полиции, медицинских работников. Как пояснила Батима Даумова, акиматам районов и городов выделены необходимые средства для организации подвоза и питания участников ЕНТ, проживающих от пунктов тестирования на расстоянии более 50 километров.
– В целом следует отметить, что учебный год был достаточно результативным. В копилке наших достижений: разработка костанайскими учителями-практиками трех учебно-методических комплексов, по которым в этом году занимались все первоклассники страны; 1 место костанайских школьников в республиканских научных соревнованиях, 2 место в республиканской предметной олимпиаде. На международном уровне школьники области завоевали 15 призовых мест. Сегодня практически каждый третий учитель-предметник прошел курсы повышения квалификации и уже сейчас внедряет элементы обновленного содержания на своих уроках и при планировании учебного процесса. С 2016 года в рамках внедрения трехъязычного образования учителей по предметам «физика», «химия», «биология», «информатика» курсовой подготовкой было охвачено 254 педагога (12%). Всего за этот год повысить квалификацию по предметно-языковым курсам должны 609 педагогов области.
Батима Бексултановна подчеркнула, что для качественной и эффективной работы педагогов необходимо создавать комфортные условия. И радует, что этому вопросу на правительственном уровне уделяется особое внимание. Так, в 2016 году в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» был начат капитальный ремонт 21 объекта образования, 10 из которых были завершены в том же году, 6 объектов будут завершены в текущем. В летний период за счет средств областного бюджета будет начато строительство двух школ: на 60 мест в с. Коктал Аулиекольского района и на 900 мест в микрорайоне «Аэропорт» города Костаная. В перспективе на 2018 год на средства республиканского бюджета планируется строительство средней школы на 1200 мест в микрорайоне «Юбилейный» г. Костаная.
Также благодаря республиканским трансфертам для 166 малокомплектных школ области приобретено 322 комплекта мультимедийного оборудования, для 223 МКШ – частично. В этом году оснащение МКШ будет решено полностью и начнется процесс обеспечения полнокомплектных школ, а также обеспечение всех школ широкополосным доступом к сети Интернет. Предусмотрено и обеспечение в полном объеме бесплатными учебниками учеников 1, 2, 5 и 7 классов.
Говоря о системе технического и профессионального образования, Батима Даумова сообщила, что в рамках краткосрочного профессионального обучения Костанайский индустриально-педагогический колледж включен в реализацию пилотного проекта «Мобильный учебный центр», что позволит вести подготовку по специальностям «тракторист-машинист», «сварщик», «повар», «кондитер» и «пекарь» в регионах области, где нет профессиональных колледжей. Также планируется внедрение уровневых программ образования, когда каждый студент системы ТиПО будет получать две и более рабочие профессии, что увеличит возможность его трудоустройства. Уже создан центр профессиональных компетенций на базе Костанайского колледжа автомобильного транспорта, будет создан такой центр и на базе Костанайского строительного колледжа.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Выпуск №